УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013
г. № 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
1
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
|
|
01.001
|
|||
(наименование вида
профессиональной деятельности)
|
Код
|
||||
Основная цель вида профессиональной
деятельности:
|
|||||
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным
программам образовательными
организациями (организациями, осуществляющими обучение)
|
|||||
Группа занятий:
|
|||||
2320
|
Преподаватели
в средней школе
|
3320
|
Персонал
дошкольного воспитания и образования
|
||
2340
|
Преподаватели
в системе специального образования
|
3330
|
Преподавательский
персонал специального обучения
|
||
3310
|
Преподавательский
персонал начального образования
|
|
|
||
(код ОКЗ[1])
|
(наименование)
|
(код
ОКЗ)
|
(наименование)
|
||
Отнесение к видам экономической
деятельности:
|
|||||
80.10.1.
|
Услуги в области дошкольного и начального общего
образования
|
||||
80.21.1.
|
Услуги в области основного общего и среднего (полного)
общего образования
|
||||
(код
КВЭД[2])
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
||||
II. Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
|
|||||
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень
квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень)
квалификации
|
A
|
Педагогическая
деятельность по проектированию и реализации
образовательного
процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования
|
6
|
Общепедагогическая функция. Обучение
|
A/01.6
|
6
|
Воспитательная деятельность
|
A/02.6
|
6
|
|||
Развивающая деятельность
|
A/03.6
|
6
|
|||
B
|
Педагогическая
деятельность по проектированию и реализации
основных общеобразовательных программ
|
5-6
|
Педагогическая деятельность
по реализации программ дошкольного образования
|
B/01.5
|
5
|
Педагогическая деятельность
по реализации программ начального общего образования
|
B/02.6
|
6
|
|||
Педагогическая деятельность
по реализации программ основного и среднего общего образования
|
B/03.6
|
6
|
|||
Модуль «Предметное обучение. Математика»
|
B/04.6
|
6
|
|||
Модуль «Предметное обучение.
Русский язык»
|
B/05.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
|
|||||||||||
3.1. Обобщенная трудовая
функция
|
|||||||||||
Наименование
|
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в
образовательных организациях дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
Код
|
А
|
Уровень
квалификации
|
6
|
||||||
|
|||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
||||||
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
||||||||
|
|||||||||||
Возможные
наименования должностей
|
Учитель,
Воспитатель
|
||||||||||
|
|||||||||||
Требования к образованию и обучению
|
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика"
или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей
профессиональной переподготовкой по
профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной
организации
|
||||||||||
Требования к опыту практической работы
|
Требования к опыту практической работы не предъявляются
|
||||||||||
Особые условия допуска к работе
|
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии
с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за
преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом
порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
|
||||||||||
Дополнительные характеристики
|
|||||||||||
Наименование
документа
|
Код
|
Наименование
базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
|||||||||
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели
в средней школе
|
|||||||||
2340
|
Преподаватели
в системе специального образования
|
||||||||||
3310
|
Преподавательский
персонал начального образования
|
||||||||||
3320
|
Персонал
дошкольного воспитания и образования
|
||||||||||
3330
|
Преподавательский
персонал специального обучения
|
||||||||||
ЕКС[3]
|
-
|
Учитель
Воспитатель
|
|||||||||
ОКСО[4]
|
050000
|
Образование и педагогика
|
|||||||||
3.1.1. Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Общепедагогическая функция.
Обучение
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень)
квалификации
|
6
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|||||
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной
общеобразовательной программы
|
|||||||||
Осуществление профессиональной
деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования
|
||||||||||
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной
организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
|
||||||||||
Планирование и проведение учебных занятий
|
||||||||||
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к
обучению
|
||||||||||
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений,
текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы
обучающимися
|
||||||||||
Формирование универсальных учебных действий
|
||||||||||
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными
технологиями (далее – ИКТ)
|
||||||||||
Формирование мотивации к
обучению
|
||||||||||
Объективная оценка знаний
обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями детей
|
||||||||||
Необходимые умения
|
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки
учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая
практика и т.п.
|
|||||||||
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями
детей
|
||||||||||
Разрабатывать (осваивать) и применять современные
психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития
личности и поведения в реальной и виртуальной среде
|
||||||||||
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях
включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми
потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не
является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
|
||||||||||
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская
ИКТ-компетентность;
общепедагогическая
ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность
соответствующей области человеческой деятельности)
|
||||||||||
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую,
учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с
учетом возможностей образовательной организации, места жительства и
историко-культурного своеобразия региона
|
||||||||||
Необходимые знания
|
Преподаваемый предмет в
пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и
основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
|
|||||||||
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
|
||||||||||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития, социализация личности, индикаторы
индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а
также основы их психодиагностики
|
||||||||||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
поведения в социальных сетях
|
||||||||||
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
|
||||||||||
Основы
методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
|
||||||||||
Рабочая программа и методика
обучения по данному предмету
|
||||||||||
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих
образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов
по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования, законодательства
о правах ребенка, трудового законодательства
|
||||||||||
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи
|
||||||||||
Конвенция о правах ребенка
|
||||||||||
Трудовое
законодательство
|
||||||||||
Другие
характеристики
|
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
|||||||||
3.1.2. Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Воспитательная деятельность
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|||||
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального
стандарта
|
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Регулирование
поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
|
|||||||||
Реализация современных,
в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их
как на занятии, так и во внеурочной деятельности
|
||||||||||
Постановка
воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их
способностей и характера
|
||||||||||
Определение и
принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
|
||||||||||
Проектирование и
реализация воспитательных программ
|
||||||||||
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности
ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
|
||||||||||
Проектирование
ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
|
||||||||||
Помощь и
поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
|
||||||||||
Создание, поддержание
уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
|
||||||||||
Развитие у
обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к
труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни
|
||||||||||
Формирование
толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
|
||||||||||
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных
представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
|
||||||||||
Необходимые
умения
|
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
|
|||||||||
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и
принимая их
|
||||||||||
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и
т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных
представителей) и педагогических работников
|
||||||||||
Управлять учебными группами с целью вовлечения
обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную деятельность
|
||||||||||
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе,
поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
|
||||||||||
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
|
||||||||||
Находить ценностный аспект учебного знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
|
||||||||||
Владеть методами организации
экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
|
||||||||||
Сотрудничать с другими педагогическими
работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
|
||||||||||
Необходимые
знания
|
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере
образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
|
|||||||||
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место
образования в жизни личности и общества
|
||||||||||
Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
|
||||||||||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и
кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
|
||||||||||
Научное представление о результатах образования, путях их
достижения и способах оценки
|
||||||||||
Основы методики воспитательной
работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
|
||||||||||
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы,
регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации
(экскурсий, походов и экспедиций)
|
||||||||||
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики
|
|||||||||
3.1.3. Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Развивающая деятельность
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|||||
|
|
Код
оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Выявление в ходе
наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями
их развития
|
|||||||||
Оценка параметров и
проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды,
разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
|
||||||||||
Применение
инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики
развития ребенка
|
||||||||||
Освоение и применение
психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых
для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети
с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с
зависимостью
|
||||||||||
Оказание адресной
помощи обучающимся
|
||||||||||
Взаимодействие с
другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
|
||||||||||
Разработка (совместно с
другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными
представителями) программ индивидуального развития ребенка
|
||||||||||
Освоение и адекватное
применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить
коррекционно-развивающую работу
|
||||||||||
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
|
||||||||||
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных
действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в
мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и
позитивных образцов поликультурного общения
|
||||||||||
Формирование системы
регуляции поведения и деятельности обучающихся
|
||||||||||
Необходимые умения
|
Владеть
профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости
от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья
|
|||||||||
Использовать в практике
своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный
и развивающий
|
||||||||||
Осуществлять (совместно
с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных
общеобразовательных программ
|
||||||||||
Понимать документацию
специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
|
||||||||||
Составить (совместно с
психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику
(портрет) личности обучающегося
|
||||||||||
Разрабатывать и
реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные
программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных
особенностей обучающихся
|
||||||||||
Владеть стандартизированными
методами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей обучающихся
|
||||||||||
Оценивать
образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и
метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик
|
||||||||||
Формировать детско-взрослые сообщества
|
||||||||||
Необходимые знания
|
Педагогические
закономерности организации образовательного процесса
|
|||||||||
Законы развития
личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации
и кризисов развития
|
||||||||||
Теория и технологии
учета возрастных особенностей обучающихся
|
||||||||||
Закономерности
формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических
особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
|
||||||||||
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно
работать с родительской общественностью
|
||||||||||
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии
детей
|
||||||||||
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
|
||||||||||
Другие
характеристики
|
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
|||||||||
3.2. Обобщенная трудовая
функция
|
||||||||||||
Наименование
|
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
основных общеобразовательных программ
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
5 – 6
|
|||||||
|
||||||||||||
Происхождение
обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|||||||
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|||||||||
Возможные
наименования должностей
|
Учитель,
Воспитатель
|
|||||||||||
|
||||||||||||
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование или среднее профессиональное образование по
направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области,
соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю
педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации
|
|||||||||||
Требования
к опыту практической работы
|
Требования к опыту практической работы не
предъявляются
|
|||||||||||
Особые
условия допуска к работе
|
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии
с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых
установлены законодательством
Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом
порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные
установленным перечнем
|
|||||||||||
Дополнительные характеристики
|
||||||||||||
Наименование
документа
|
Код
|
Наименование
базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
||||||||||
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели
в средней школе
|
||||||||||
2340
|
Преподаватели
в системе специального образования
|
|||||||||||
3310
|
Преподавательский
персонал начального образования
|
|||||||||||
3320
|
Персонал
дошкольного воспитания и образования
|
|||||||||||
3330
|
Преподавательский
персонал специального обучения
|
|||||||||||
ЕКС
|
-
|
Учитель
Воспитатель
|
||||||||||
ОКСО
|
050000
|
Образование и педагогика
|
||||||||||
3.2.1.
Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного
образования
|
Код
|
B/01.5
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
5
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|||||
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального
стандарта
|
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Участие в разработке основной общеобразовательной программы
образовательной организации в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования
|
|||||||||
Участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды образовательной организации через обеспечение
безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в
период пребывания в образовательной организации
|
||||||||||
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и основными образовательными
программами
|
||||||||||
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми
образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста
|
||||||||||
Участие в планировании и корректировке образовательных задач
(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с
учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего
и/или дошкольного возраста
|
||||||||||
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога,
логопеда, дефектолога и др.) в работе
с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными
потребностями
|
||||||||||
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для
решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с
учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
|
||||||||||
Формирование психологической готовности к школьному обучению
|
||||||||||
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для
доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным
национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с
различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
|
||||||||||
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном
возрасте: предметной,
познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с
правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития
свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
|
||||||||||
Организация конструктивного
взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для
свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности,
материалов
|
||||||||||
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
|
||||||||||
Организация образовательного процесса на основе непосредственного
общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
|
||||||||||
Необходимые
умения
|
Организовывать виды деятельности,
осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра
(ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания
широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечения игрового времени и пространства
|
|||||||||
Применять методы физического, познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной
программой организации
|
||||||||||
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического
мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных
программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего
обучения и развития на следующих уровнях обучения
|
||||||||||
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой,
продуктивной, познавательно-исследовательской)
|
||||||||||
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными
представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения
|
||||||||||
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми
и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с
детьми раннего и дошкольного возраста
|
||||||||||
Необходимые
знания
|
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с
детьми раннего и дошкольного возраста
|
|||||||||
Основные психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая
классические системы дошкольного воспитания
|
||||||||||
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
|
||||||||||
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и
дошкольном возрасте
|
||||||||||
Основы теории физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
|
||||||||||
Современные тенденции развития дошкольного образования
|
||||||||||
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики
|
|||||||||
3.2.2.
Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего
образования
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|||||
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального
стандарта
|
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Проектирование образовательного процесса на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом
особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом
ведущей деятельности от игровой к учебной
|
|||||||||
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем
протяжении обучения в начальной школе
|
||||||||||
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных
действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ
основного общего образования
|
||||||||||
Объективная
оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности
индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а
также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
|
||||||||||
Организация
учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития
первоклассника
|
||||||||||
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга
образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального
психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу
различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также
своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
|
||||||||||
Проведение в
четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий
по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному
процессу в основной школе
|
||||||||||
Необходимые
умения
|
Реагировать на
непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними
серьезные личные проблемы
|
|||||||||
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных,
учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в
индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного
и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс
предметной и метапредметной составляющей их содержания
|
||||||||||
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими
педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать
индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с
задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных,
метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего
образования
|
||||||||||
Необходимые
знания
|
Основные и актуальные для современной системы образования теории
обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов
|
|||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание
примерных основных образовательных программ
|
||||||||||
Дидактические
основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных
технологий
|
||||||||||
Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе
учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе,
обществе, человеке, технологиях
|
||||||||||
Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная
образовательная программа начального общего образования
|
||||||||||
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики
|
|||||||||
3.2.3. Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и
среднего общего образования
|
Код
|
B/03.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|||||
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального
стандарта
|
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в
общей картине мира
|
|||||||||
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных
(в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и
развития
|
||||||||||
Определение совместно с обучающимся,
его родителями (законными представителями), другими участниками
образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и
т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при
необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной
программы развития обучающихся
|
||||||||||
Планирование специализированного образовательного процесса для
группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися
способностями и/или особыми
образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и
модификация планирования
|
||||||||||
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как
иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков
поликультурного общения
|
||||||||||
Совместное с учащимися использование иноязычных источников
информации, инструментов перевода, произношения
|
||||||||||
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и
лингвистических игр в школе и др.
|
||||||||||
Необходимые
умения
|
Применять современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
|
|||||||||
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области
педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
|
||||||||||
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной
общеобразовательной программой
|
||||||||||
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе
примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее
выполнение
|
||||||||||
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе
исследовательскую
|
||||||||||
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь
обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися
актуальные события современности
|
||||||||||
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе
|
||||||||||
Использовать современные способы оценивания в условиях
информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)
|
||||||||||
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения,
в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках
федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования и среднего общего образования
|
||||||||||
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием
|
||||||||||
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
|
||||||||||
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их
родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными
работниками
|
||||||||||
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения
|
||||||||||
Необходимые
знания
|
Основы общетеоретических
дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических,
научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика,
психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания
предмета)
|
|||||||||
Программы и учебники по
преподаваемому предмету
|
||||||||||
Теория и методы управления
образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы,
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений
к ним, средства обучения и их дидактические возможности
|
||||||||||
Современные педагогические
технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся
|
||||||||||
Методы и технологии
поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
|
||||||||||
Основы экологии, экономики,
социологии
|
||||||||||
Правила внутреннего распорядка
|
||||||||||
Правила по охране труда и
требования к безопасности образовательной среды
|
||||||||||
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики
|
|||||||||
3.2.4. Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Модуль «Предметное обучение. Математика»
|
Код
|
B/04.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|||||
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального
стандарта
|
|||||||
Трудовые действия
|
Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации,
установки на использование этой способности, на ее ценность
|
|||||||||
Формирование способности к постижению основ математических моделей
реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для
построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств
|
||||||||||
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики
и информатики
|
||||||||||
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации
(включая пространственный образ)
|
||||||||||
Формирование у обучающихся умения проверять математическое
доказательство, приводить опровергающий пример
|
||||||||||
Формирование у обучающихся умения
выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и
действий
|
||||||||||
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической
моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать
возможный результат моделирования (например – вычисления)
|
||||||||||
Формирование материальной и информационной образовательной среды,
содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и
реализующей принципы современной педагогики
|
||||||||||
Формирование у обучающихся умения применять средства
информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это
эффективно
|
||||||||||
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности,
решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному
труду и его результатам
|
||||||||||
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.
|
||||||||||
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики
|
||||||||||
Профессиональное использование элементов информационной
образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой
среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации
|
||||||||||
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе
ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном
использовании этих ресурсов
|
||||||||||
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических
олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных
марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях
|
||||||||||
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности
обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий,
ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно
работающих в них обучающихся
|
||||||||||
Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности
углубленного изучения математики в других образовательных и иных
организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных
технологий
|
||||||||||
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей,
где особо необходимы знания математики
|
||||||||||
Содействие формированию у обучающихся
позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки
в своих построениях как источника улучшения и нового понимания
|
||||||||||
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных
данных
|
||||||||||
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к
интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня
этого достижения
|
||||||||||
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики
вне зависимости от избранной профессии или
специальности
|
||||||||||
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения
задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения
|
||||||||||
Необходимые
умения
|
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например,
решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение
обучающихся
|
|||||||||
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом:
подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее
возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее
исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном
изложении) рассуждения
|
||||||||||
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической
истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели
поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания
смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи
|
||||||||||
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени
образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с
обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской
олимпиады)
|
||||||||||
Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания
математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации,
трансформации
|
||||||||||
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных
ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические
инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных
(задачных) ситуаций, описанных текстом
|
||||||||||
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные
представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на
бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя
объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)
|
||||||||||
Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение
закономерностей, доказательство в частных и общем случаях
|
||||||||||
Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим
доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением,
вычислением и др.
|
||||||||||
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием
нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных
особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала
|
||||||||||
Владеть основными математическими компьютерными инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов,
геометрических объектов;
вычислений – численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)
|
||||||||||
Квалифицированно набирать математический текст
|
||||||||||
Использовать информационные источники,
следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними
обучающихся
|
||||||||||
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал
(из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий,
индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять
пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости
прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов
|
||||||||||
Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в
образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания,
основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)
|
||||||||||
Работать с родителями (законными
представителями), местным сообществом
по проблематике математической культуры
|
||||||||||
Необходимые знания
|
Основы математической теории и перспективных направлений развития
современной математики
|
|||||||||
Представление о широком спектре приложений математики и знание
доступных обучающимся математических элементов этих приложений
|
||||||||||
Теория и методика преподавания математики
|
||||||||||
Специальные подходы и источники информации
для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и
ограниченно используется в семье и ближайшем окружении
|
||||||||||
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики
|
|||||||||
3.2.5. Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
|
Код
|
B/05.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|
|
|||||
|
|
Код оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального
стандарта
|
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация,
реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление
необходимой для анализирующего информации
|
|||||||||
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в
языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства
меняющегося языка»
|
||||||||||
Использование совместно с обучающимися
источников языковой информации для решения практических или познавательных
задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного
метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной
лингвистики»)
|
||||||||||
Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных
дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных
ситуаций
|
||||||||||
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в
дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции
|
||||||||||
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально
широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате
|
||||||||||
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о
поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру,
используемые языковые и изобразительные средства
|
||||||||||
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной
и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
|
||||||||||
Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся
|
||||||||||
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках,
стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов
|
||||||||||
Моделирование видов профессиональной деятельности, где
коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая
в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного
или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка
сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)
|
||||||||||
Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и
письменной речи норм современного литературного русского языка
|
||||||||||
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования,
цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения
авторских прав
|
||||||||||
Необходимые
умения
|
Владеть
методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному
|
|||||||||
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с
ограниченными возможностями здоровья
|
||||||||||
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом
по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной
языковой нормы
|
||||||||||
Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям,
отражающим культурно-исторические особенности развития региона
|
||||||||||
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся
|
||||||||||
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в
повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ,
ненормативной лексики
|
||||||||||
Поощрять
формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в
коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека
|
||||||||||
Необходимые
знания
|
Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития
современной лингвистики
|
|||||||||
Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание
доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений
|
||||||||||
Теория и
методика преподавания русского языка
|
||||||||||
Контекстная
языковая норма
|
||||||||||
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной
языковой среды
|
||||||||||
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики
|
|||||||||
IV. Сведения об
организациях-разработчиках
профессионального
стандарта
|
|||
4.1. Ответственная организация –
разработчик
|
|||
Государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский
городской психолого-педагогический университет»
|
|||
|
|||
|
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Наименования организаций – разработчиков
|
|||
1
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы Центр образования № 109
|
[1] Общероссийский классификатор
занятий.
[2] Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности.
[3] Приказ Минздравсоцразвития
России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
Комментариев нет:
Отправить комментарий